В последнее время очень актуальными стали вопросы граждан: где мои пенсионные накопления и что делать, если перевод этих накоплений произошёл без моего согласия? Так что же делать и куда обращаться в таких случаях?
Важно! Требовать перевода средств пенсионных накоплений в тот или иной негосударственный пенсионный фонд (НПФ) не имеют права ни работодатель, ни агентства по трудоустройству, ни коммерческие банки при кредитовании.
Именно для того, чтобы повысить сохранность средств россиян и сократить число неправомерных переводов пенсионных накоплений, осуществляемых без ведома человека, с этого года введены новые меры.
Во-первых, подать заявление о переводе накоплений в настоящий момент можно только через управления и клиентские службы ПФР или в электронной форме – через личный кабинет на портале госуслуг. Заявление в Пенсионный фонд при этом подаётся лично самим застрахованным либо его представителем. А вот направленные по почте или курьером заявления, как это действовало ранее, больше не принимаются к рассмотрению.
Во-вторых, гражданину, который решил сменить страховщика и перевести пенсионные накопления из одного НПФ в другой и т.д., теперь обязательно направляется уведомление — в нём разъясняют, что в случае досрочного перехода возможна потеря инвестиционного дохода, то есть части будущей накопительной пенсии.
Что такое «досрочный переход»? Это смена страховщика (того, кто управляет пенсионными накоплениями гражданина) чаще одного раза в пять лет. Такой «досрочный» перевод может повлечь потерю инвестиционного дохода, а в случае отрицательного результата инвестирования – уменьшение средств пенсионных накоплений на сумму инвестиционного убытка.
Напомним: пенсионными накоплениями называют средства, которые формируют накопительную пенсию. Они похожи на средства банковского вклада. Воспользоваться пенсионными накоплениями гражданин сможет по достижении прежнего пенсионного возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин (кроме случаев досрочного выхода на пенсию).
Как узнать, где мои пенсионные накопления и сколько их? Сегодня будущим пенсионерам доступно и просто можно контролировать формирование накопительной пенсии. Уточнить страховщика можно дистанционно в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР www.pfrf.ru (для входа в Личный кабинет необходима регистрация на портале госулуг) .
Также воспользоваться услугами Пенсионного фонда России можно, скачав приложение «ПФР Электронные сервисы» на мобильный телефон.
Что же могут узнать на электронных сервисах граждане? Итак, в сведениях отражены:
— страховщик, у которого в настоящее время формируются средства пенсионных накоплений;
— информация о сумме средств пенсионных накоплений;
— результаты инвестирования средств пенсионных накоплений (но при условии, что страховщик – Пенсионный фонд России). Если же накопления формируются в негосударственном пенсионном фонде, фактическую сумму средств пенсионных накоплений нужно узнавать именно в этом фонде.
К выбору негосударственного пенсионного фонда нужно подходить внимательно. Принимать во внимание опыт, репутацию НПФ и показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений. Полная информация о негосударственных пенсионных фондах размещена на сайте Банка России и на сайтах самих НПФ.
Если Вы узнали о смене страховщика без Вашего волеизъявления, то Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд для признания договора недействительным, в органы МВД России, в прокуратуру, в Банк России с жалобой на незаконные действия негосударственного пенсионного фонда.
Кроме того, на все возникающие вопросы, касающиеся пенсионного законодательства, вы всегда можете получить ответы специалистов Пенсионного Фонда по телефону «горячей» линии (8442) 96-09-09.
пресс-секретарь Центра ПФР № 1
Елена Истомина